Мищенко Светлана Анатольевна

эссе

 Эссе

«Много тысяч лет назад, увидел Бог, что множатся,

 пророки людей  и решил помочь им

. Воззвал Он Высоких Духов и сказал:

 «Люди потеряли свой путь. Как быть? »

 И один из высоких Духов изрек:

 «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

 С тех пор рождаются на земле ангелы как обычные люди, взрослеют и спешат к детям – это воспитатели. Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности – философ. Воспитатель вдвойне, так как эта профессия одна из самых ответственных. Труд воспитателя сродни хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он души воспитанников, формирует фундамент знаний, умений и навыков.

 Как оценить результаты воспитательного труда, ведь его нельзя увидеть, измерить? Кто может оценить то, что скрыто в душе ребенка? Мой труд воспитывать детей, а ценность в воспитании детей неоспорима и уникальна. Я с детства мечтала работать педагогом. И этой мечте суждено было сбыться, ведь в моей семье есть главный педагог и пример – это моя мама.

Родилась я в Коми  г. Инта  и, как все дети  ходила в детский сад. Хорошо ли, плохо ли было в саду, не совсем чётко помню. Но запомнилось следующее: детей в группе было много, а игрушек мало. И ещё, что всем хотелось играть, причём с воспитателем, которая была одна, поэтому всем уделить внимание не могла. Вот и запало в душу: вырасту и пойду работать с детьми.

Детство прошло, и наступила пора выбирать профессию. Для меня вопроса «кем быть?» не существовало – только воспитателем. Помню огромное чувство радости, охватившее меня в тот момент, когда я узнала, что поступила  педагогический институт.

После окончания института, с дипломом, , началось увлекательное путешествие во взрослую жизнь и мир детства одновременно.

«Как незаметно время пролетело,

Мы стали чище и добрей.

Нет благородней в мире дела,

Чем дело  – радовать детей».

Вспоминаю свои первые рабочие дни. Неожиданно обрушивается поток информации, дел. И как у ребёнка возникает гордость от  собственных достижений своих маленьких побед над собой. А что же дальше? Ежедневные будни и праздники, первый выпуск детей в школу, горькие слёзы расставания и умиления при виде новых неуклюжих малышей. Работая воспитателем, я поняла, что надо быть таким же ребёнком и вместе с ним выполнять все задания. Все дети с очень разными характерами, поэтому без индивидуального подхода здесь не обойтись, кого-то надо пожалеть, а кого-то и пожурить не помешает, ведь воспитатель - это вторая мама, а у неё должен быть ключик к каждому ребёнку. Очень интересная профессия – быть воспитателем: воспитатель – это мудрец, к которому дети идут с любым вопросом, и он должен дать совет тебя любят дети и ждут от тебя чего-то нового, а я живу их жизнью и вместе с ними радуюсь их успехам.

Наверное, быть педагогом мне передалось по наследству. В нашей семье много родственников с педагогической профессией, как с маминой, так и с папиной стороны. А больше всего мне хотелось быть похожей на мою соседку Максимову Нину Петровну, которая почти всю свою жизнь проработала в школе-интернате преподавателем русского языка. С детства помню, как она готовилась к урокам, а я подражала ей,  брала тетрадь и ручку и тоже «конспектировала». Представляла себя учительницей.

 Мамина сестра была воспитателем в детском саду. И мне нравилось ходить к ней на работу: играть с малышами, гулять с ними.

 Думаю, что тогда я и начала «накапливать свой педагогический опыт и стаж», и после окончания школы поступила в педагогический институт.

 В 1993 году я устроилась на работу в детский сад «Алёнушка» воспитателем.

 Конечно, не все сразу получалось, опыт пришел со временем, особенно после второго декретного отпуска.

 У меня как будто открылось второе дыхание, появилось вдохновение! Теперь у меня были и дочь, и сын, и я могла понять и девочку, и мальчика. Ведь они такие разные, и требования к ним тоже должны быть разные.

В 2012 году устроилась на работу в школу-интернат.

 Быть воспитателем большая ответственность, а тем более воспитателем в школе-интернате

. Ведь, «воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать,

 но и дать направление сердцу и уму»

(В. Г. Белинский).

Работа в школе-интернате отличается от работы в других образовательных учреждениях. Это, наверное, и не работа, а стиль, образ жизни, совершенно другой взгляд на привычные вещи, ситуации, другое мышление. Нам, воспитателям  приходится нести ответственность не только за жизнь и здоровье наших детей, но и за их раненые души. За короткую, едва начавшуюся жизнь они уже испытали и предательство и равнодушие самых близких людей, т. к. среди наших воспитанников, есть - социальные сироты.

 Получая педагогическое образование, я даже не предполагала, что придется работать  с детьми - сиротами  лишенными родительской опеки.

 Среди них  большой процент детей с нарушением психических функций. Глядя в глаза этим детям видишь, как рано они узнали страдание и горе: пьяных, жестоких и равнодушных родителей, голод, нищету, предательство и т. д.

 Пониженная самооценка, робость, замкнутость - это еще один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым.

Чтобы решить эти проблемы, помочь ребенку, необходимо обладать не только желанием, но и знаниями и умениями. Чем раньше будет уделено внимание ребенку, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Поступая в школу-интернат, дети  называют нас мамами.

 Конечно, воспитатель  и не мама, и не «учительница», а близкий человек, почти «родственник», которому можно довериться. Случайные люди здесь просто не задерживаются надолго, остаются только «те самые». Не каждый сможет вкладывать свою душу, тратить время, силы, нервы, здоровье на чужих нам в принципе детей.

 Существует очень распространенное мнением о том, что воспитатели занимаются только бытовыми вопросами, на самом деле наша работа очень похожа на работу врача. «Не навреди! Помоги ребенку! »

Конечно, приходится ежедневно решать мелкие и крупные бытовые проблемы, с которыми сталкиваются все родители, имеющие детей : вовремя накормить, одеть, обуть, позаниматься, поиграть. Многодетной считается мама, имеющая троих и более детей, потому что это ежедневный, колоссальный труд, а у меня их в группе 11 детей, очень разных по характеру и темпераменту. И вечером, они не уходят домой, они живут в интернате. Это тоже накладывает определенный, причем негативный, отпечаток на их жизнь.

Никто не отрицает трудность нашей работы, но как нас радуют успехи наших воспитанников. Как собственную награду мы считаем достижения наших детей. Научился выговаривать трудный звук, прыгать через скакалку, конструировать, решать примеры, успешно выступил на сцене перед другими детьми, научился читать первые слова – это тоже наши достижения! Особенно нас радуют желания детей учиться, чем-то заниматься, делать что-то хорошее, поступать по-честному, достойно.

Мои воспитанники  постоянно принимали участие в концертах, , праздничных мероприятиях, конкурсах чтецов, театрализованных представлениях , получая грамоты и благодарности. Многократно мои  ребята принимали участие в Международных и Всероссийских конкурсах рисунков и поделок, также получая призовые места, дипломы лауреатов.

 Дети – наше зеркало. Они подражают нам, берут пример с нас. От того, что будет вложено в душу и ум ребенка, таким будет и все наше общество, наша будущая жизнь. Все признают, что личность может воспитать только личность, поэтому постоянно приходится учиться и работать над собой.

 Воспитатель  это -друг, наставник, альтруист, педагог, человек, заменяющий родителей, мама, первый учитель.

Пока сердце не устанет любить

 Пока руки не устанут творить.

 Пока глаза не устанут смотреть.

 До самого последнего шага.

 До самого последнего вздоха.

 Клянусь!

 Моя педагогическая честь,

 Моя клятва,

 Подтвердятся трудом и делом!

17 февраля 2016 в 18:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.