Мищенко Светлана Анатольевна

Рабочая программа

Пояснительная записка.

«Гармония».

Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников 11- 13 лет  общеобразовательной школы-интернатадля обучающихся c ограниченными возможностями здоровья раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.

Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям; развитие у обучающихся, воспитанников толерантности, ответственности за будущее своей страны.

Программа составлена с учетом требований ФГОС начального общего образования; достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО и в соответствии с требованиями СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу планирования положена пошаговая программа формирования личности ребёнка на основе комплексного подхода к её развитию через различные виды деятельности. Для этого необходимо знать, какие мотивы (потребности, желания) являются наиболее значимыми для среднего школьного возраста (11 -13 лет), чтобы уметь ими (мотивами) управлять, учитывать их в своей повседневной деятельности.

Кроме того, важно знать  основные, доминирующие виды деятельности, которые

ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных интересов.

 Основными мотивами  для среднего школьного возраста (11– 13 лет) являются:

— «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

— потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желание учиться, приобретать новые знания;

— потребность в общении, принимающая форму желания вы поднять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

.Данная программа составлена на основе программы Е.Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме», рекомендованной Министерством образования РФ. Программа направлена на оказание комплексной помощи воспитанникам. Результат предполагаемой помощи будет способствовать более успешной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта в общество.Цель всей воспитательной работы - создание оптимальных условий для развития социально-адаптированной личности.Воспитательная работа с детьми с нарушением интеллекта выстраивается в целостную систему и проводится по всем направлениям, охватывающим весь воспитательный процесс с учетом особенностей развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.Воспитательная работа строится на основе общих и специальных задач и находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом.Программа воспитательной системы  для подростков ( 11 - 13 лет )  осуществляется через реализацию программы «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся»

 

Цель программы:

- формирования нравственных черт личности учащихся   с ограниченными возможностями здоровья для их дальнейшей социализации.

Задачи:

Формирование  умений,  навыков у учащихся  ОВЗ

Формирование основ здорового образа жизни и безопасного поведения учащихся

Формирование коммуникативных моделей поведения.

Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности.

Воспитательные технологии основаны на принципах учения Л.С. Выготского.

Целевая группа

воспитанники  «Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся c ОВЗ» Минобразования Чувашии.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

-создать в школе-интернате максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе;

- способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни;

-усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране;

- удовлетворить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании.

-укрепить связи семьи и школы в интересах развития ребенка, коррекции процессов его воспитания и обучения, создать систему педагогической подготовки родителей;

-создать единое воспитательное пространство всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями города;

-создать систему повышения профессионального мастерства организаторов воспитания; внедрению в практическую деятельность современных достижений коррекционной педагогики, инновационной и экспериментальной работы в области коррекционного воспитания.

 

 

Сроки реализации программы 1год.

 

 

Нормативно – правовое обеспечение

- Конституция Российской Федерации (извлечение)

- «Конвенция ООН о правах ребенка»  от 20.11.1989г.

- Декларация прав ребенка 20.11.1959г.

- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

- Федеральныйзаконот 21.12.1996г.  № 159-ФЗ "Одополнительныхгарантияхпосоциальнойподдержкедетей-сиротидетей, оставшихсябезпопеченияродителей" (с изменениями и дополнениями).

- Федеральный закон от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и  попечительстве»

- Указ Главы Чувашской Республики от 6 декабря 2012 г. № 139 по реализации Национальной стратегии  действий  в интересах детей на 2012-2017 годы в Чувашской Республике

- Указ Главы  Чувашской Республики от 10 июля 2013 г. № 68 «О дополнительных мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Чувашской Республике»

Материально – техническое обеспечение:

наличие помещений и оборудования

- спортивный, тренажерный  и музыкальный залы

  -  групповые помещения для круглосуточного пребывания детей

  -  кабинет дополнительного образования

  -  кабинет  педагога - психолога

  - сенсорная комната

  - кабинет учителя-логопеда,

  - библиотека,

- творческие мастерские

 -компьютер.

Ключевые показатели эффективности

Способы оценки эффективности по каждому из указанных критериев

- анкетирование;

-  наблюдение;

- беседы;

- проективные методики;;

- анализ диагностического материала

Программа осуществляется через реализацию следующих приоритетных направлений:

Духовно-нравственное;

Гражданско-патриотическое;

Правовая культура

Эстетическое воспитание

 

 

 

Механизм реализации программы

 

Духовно-нравственное. Воспитание нравственных чувств, ценностного отношения к природе, окружающей среде

Целью  социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны,  укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Содержание: 

 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам  и обязанностям человека:

 Воспитание нравственных чувств и этического сознания: первоначальные представления о базовых национальных российских  ценностях;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

 

Гражданственность-патриотизм. Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и обязанностям человека

Цели:

Развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания. Формирование нравственных качеств, усвоение основ толерантности, самосознания гражданина Российской Федерации.

Формирование уважения к Конституции, государственной символике, родному языку, бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны.

Осмысление себя как гражданина общества: права и обязанности.

Осмысление основ национальной культуры, правовой и экономической грамотности.

Формирование патриотических чувств на основе изучения достопримечательностей  Чувашии.

Содержание

Ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны.

Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувств гордости за свою Родину.

Воспитание уважения к патриотическому прошлому России, готовности к защите Родины в случае необходимости. Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей. Проявление солидарности к тем, кто оказался в беде. Воспитание любви к родному краю, к Родине. Воспитание чувства благодарности, памяти к людям военного поколения, веры в торжество справедливости и правды на земле.

Историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций Заполярья.

Формы и методы

Классные и воспитательские часы общения, уроки этической грамотности. Экскурсии, заочные путешествия по России,  Кемеровской области, конкурсы стихов, песен, рисунков о России, Вахта памяти, уроки мужества, встречи с воинами, интересными людьми, беседы, экскурсии в в/части, просмотр телепередач.

Митинг-концерт, литературно-музыкальные композиции, устный журнал, ярмарка солидарности, практикумы, тренинги, рукописная книга. Акция «Добрые дела делаем вместе».

 

Эстетическое воспитание и творческое развитие.

Цель: Формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, воспитание умения воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.

Формирование экологических представлений.

Развитие потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности

Совершенствование культуры внешнего вида.

Содержание

-Изучение и знакомство с произведениями народного творчества, декоративно-прикладного искусства, произведениями классиков и современных авторов, основами народных традиций и обрядов.

- Наблюдения за природой.

- Расширение у детей опыта эмоционального восприятия эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самим себе.

-Ознакомление детей с эстетическими ценностями, традициями художественной культуры родного края, приобщение их к фольклору и народным художественными промыслам.

-Создание условий для расширения у детей опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Формы и методы

Занятия в кружках по интересам.

Экскурсионно-краеведческая деятельность с привлечением родителей.

Беседы о художниках, писателях, композиторах.

Утренники, праздники. Выставки работ.

Конкурсы рисунков. Работа кружков и секций.

Вечера загадок, юморина, фольклорные праздники, мастерские успеха, вечер этикета, асфальтовая живопись.

 

Правовая культура.

ЦельПодготовка воспитанников интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе.

Содержание

-Сформировать у детей представление о гражданине общества.

-Познакомить с важнейшими сторонами частной и общественной жизни, раскрыть эти стороны с позиции права и во взаимодействии норм права и морали.

-Сформировать у воспитанников стремление качественно выполнять свои обязанности школьника, члена кружка, секции,  воспитанника школы-интерната.

Формы и методы

Классные и воспитательские часы общения. Уроки мужества, встречи с  интересными людьми, просмотр телепередач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
11 января 2017 в 11:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.