Мищенко Светлана Анатольевна

Кружок

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу я – патриот Родины С.В. Сабиной с учетом федерального государственного стандарта начального общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях- это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитаниеспособствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Программа внеурочной деятельности «Я живу в России» направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

 Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни,и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

 

 

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

образовательные:

· дать первоначальные представления о роли семьи в жизни человека;

· дать представления о профессии учителя;

· дать первоначальные представления об истории родного села, родного района, родной республики;

· познакомить с историей Чувашии;

· дать представления о народных песнях, праздниках, традициях, обычаях;

· познакомить с государственными праздниками, с государственной символикой;

· познакомить с городами – героями;

· дать представления об участии жителей села, города в Великой Отечественной войне.

развивающие

формировать навыки коллективной работы и работы в группах; формировать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий; развивать самостоятельность, аккуратность.

воспитательные:

воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей; воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде, небережливому отношению к результатам труда людей;

· воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.

Рабочая программа  разработана для обучения в рамках внеурочной образовательной деятельности по духовно - нравственному направлению  и рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). 

Продолжительность  реализации программы один год. Продолжительность занятий 60 минут.

УЧЕБНо-тематический план

Разделы программы и темы занятий

Количество часов

Общее кол – во часов

Теория

Практика

1.

Моя семья

8

3

5

2.

Моя школа

7

3

4

3.

Моя малая Родина

9

4

5

4.

Я – гражданин России

10

5

5

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. «Моя семья»

Теоретическая часть:День рождения в семье. Утро в моей семье. Вечер в моей семье. Я сын, дочь, внук, внучка. Мои обязанности по дому. Дети и родители. Давайте понимать друг друга. Слово о родителях. Родители - самые близкие люди. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота о родителях. Доброе Слово о родителях - основа порядочности человека.

Практическая работа :Составление родословной. Выполнение творческой работы «Мой будущий дом».

Формы занятий:занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская,

Методы и приёмы:  практический (наблюдение, рисование, игра), словесный  (рассказ, беседа, сказка), наглядный, метод проектов.

2. «Моя школа»

Теоретическая часть: Школа-интернат– наш второй дом. Добрые дела для родной школы. Что доброго могу сделать я? Профессия – педагог. Легко ли быть педагогом?.

Практическая работа: Создание стенда или альбома об учителях. Творческая работа «Какой я хочу видеть мою школу в будущем»

Формы занятий:занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская, просмотр презентаций.

Методы и приёмы:  практический (наблюдение, рисование, игра), словесный  (рассказ, беседа, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: книги, картины, фотографии, презентации

3.  «Моя малая Родина»

 

Теоретическая часть: С чего начинается Родина? История родного села, родного района, родной республики. Столица Чувашии - Чебоксары. Культура, традиции.

Практическая работа: фоторепортаж «Мой любимый уголок в Чувашии»

Формы занятий:занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, экскурсия, фоторепортаж.

 Методы и приёмы: практический (наблюдение), словесный  (рассказ, беседа), наглядный.

Дидактическое оснащение занятий: книги, картины, фотографии, иллюстрации, презентации, фотокамера, фотоаппарат

4. Я – гражданин России»

 

Теоретическая часть:Праздник. Смысл праздника. Почему праздник называют - труд души. Главные праздники года. Праздники моего народа. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Песня колыбельная, задушевная, лирическая. Частушка. Народные игры. Служение Отечеству. Честь, отвага и мужество.

Практическая работа: Оформление альбома об участниках военных действий. Выставка рисунков. Участие в субботнике по уборке территории памятника. Участие в митинге, посвященном Дню Победы.

 

Формы занятий:занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская, экскурсия, просмотр презентации, просмотр документальных фильмов.

Методы и приёмы: практический (наблюдение, рисование, игра), словесный  (рассказ, беседа, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: книги, фотографии, видеофильмы, презентации, иллюстрации.

Материально-техническое обеспечение

 

Наглядные пособия:

Набор фотографий «Город – герой Волгоград»

Презентация «История родной школы»

Презентация «Сталинградская битва»

Презентация «Города – герои»

Презентация «Главный праздник»

Технические средства обучения (ТСО)

Аудиторная доска с набором магнитов для крепления карт и таблиц.

Персональный компьютер.

Ноутбуки

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

 

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

· Беседы

·  Сообщения

·  Просмотр видеоматериала

·  Экскурсии

Практические занятия:

·  Конкурсы

·  Викторины

·  Интеллектуально-познавательные игры

Формирование универсальных учебных действий

 

Познавательные общеучебные действия

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; умение выражать свои мысли  полно и точно; управление действиями партнера (оценка, коррекция); использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

целеполагание; волевая саморегуляция; прогнозирование уровня усвоения; оценка; коррекция.

Личностные УУД

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ориентация на понимание причин успеха в деятельности; осознание ответственности за общее благополучие; развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; самооценка; самоопределение

 

 

 

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

 

- «Моя родословная»

- творческая работа «Мой будущий дом»

- творческая работа «Какой я хочу видеть гимназию в будущем»

- фоторепортаж «Мой любимый уголок в селе»

- рассказы об учителях,

- оформление стендов,

- выставка рисунков «Этих дней не смолкнет слава»

- участие в митинге, посвященном Дню Победы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Наименование раздела и темы

Кол-во часов

Дата

 

Моя семья

8

 

 

1

Я и семья. Я – сын, дочь, внук, внучка

1

04.09

 

2

Мои  родители

1

11.09

 

3

Мои бабушка и дедушка

1

18.09

 

4

Моя  родословная.

1

25.09

 

5

Профессии моих родителей

1

02.10

 

6

Мои обязанности по дому. Забота о ближних.

1

09.10

 

7

День рождения, утро, вечер в моей семье

1

16.10

 

8

Мой будущий дом

1

23.10

 

 

Моя школа

7

 

 

9

Моё впечатление о школе

1

30.10

 

10

Изучение истории школы.

1

06.11

 

11

Школа мой дом.

1

13.11

 

12

Мои учителя

1

20.11

 

13,14

Учителя - ветераны

2

27.11

04.12

 

15

Какой я хочу видеть свою школу в будущем

1

11.12

 

 

Моя малая Родина

9

 

 

16

С чего начинается Родина (Экскурсия по родному селу)

1

18.12

 

17

Изучение истории родного села, города

1

25.12

 

18

Летопись села

1

15.01

 

19

Мой любимый уголок в селе, в городе (Фоторепортаж)

1

22.01

 

20

Шумерле – 100 лет

1

29.01

 

21

О чем рассказывают названия деревень, городов

1

05.02

 

22

Памятные места Чувашии.

1

12.02

 

23

Город Шумерля

1

19.02

 

24

Заочная экскурсия поШумерли: памятники, площади, музеи

1

26.02

 

 

Я – гражданин России

11

 

 

25-26

Народные праздники России (Рождество, Масленица, Троица)

2

04.03

11.03

 

27

Русские и чувашскии народные песни

1

18.03

 

28

Русские и чувашскии народные игры

1

08.04

 

29

Государственные праздники

1

15.04

 

30

Традиции, обычаи моего народа

1

22.04

 

31

Летопись Великой Отечественной войны

1

29.04

06.05

13.05

 

32-34

Путешествие по городам – героям (фотографии)

3

20.05

 

35

Участники войны – мои односельчане

1

27.05

 

 

Итого:

35 ч.

 

 

 

Предполагаемые результаты  реализации программы

В результате реализации программы ожидается:

· развитие творческих способностей;

· осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастности к деяниям предыдущих поколений;

· способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

· осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

Разделы программы

Ожидаемые результаты

«Моя семья»

Обучающиеся  знают:

- о роли семьи в жизни человека

- о выполнении социальных ролей

- о своих обязанностях

«Моя школа»

Обучающиеся знают:

- историю родной школы

- об учителях – ветеранах родной школы

«Моя малая Родина»

 Обучающиеся имеют элементарные представления  об истории родного села, родного района,  родного города, родной республики

«Я – гражданин России»

Обучающиеся  знают:

- города – герои

- государственные праздники, государственную символику

Обучающиеся имеют  представления:

- о народных праздниках, традициях, обычаях

- об участии жителей села в Великой Отечественной войне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 апреля 2018 в 14:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.