Мищенко Светлана Анатольевна
рабочая программа1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа «Азбука здоровья» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся спортивно - оздоровительного направления. Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы «Азбука здоровья» составляют: - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); - Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка: • Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.; • Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971 г.; • Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г.; • Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.; - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599); - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) (11.12.2015 г.) - Устав БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»; - Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». - Календарный учебный график БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ».
Данная программа реализуется непосредственно в образовательной организации. Основное преимущество реализации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в том, что в ней созданы все условия для полноценного пребывания обучающихся с умственной отсталостью в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
Цели программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Азбука здоровья»» воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, соблюдения гигиенических норм и культуры быта, формирование умения рационально организовывать свою жизнь.
Задачи программы: Оздоровительные задачи направлены на: · охрану жизни и укрепление здоровья воспитанников. · гармоничному психосоматическому развитию. · совершенствованию защитных функций организма, повышению устойчивости к различным заболеваниям, увеличению работоспособности. · формирование правильной осанки, развитие сводов стопы, укрепление связочно-суставного аппарата, развитие гармоничного телосложения, регулирование роста и массы костей, развитие мышц лица, туловища, рук, ног, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов - сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др. Образовательные задачи предполагают: · формирование двигательных умений и навыков; · развитие двигательных, качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); · развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений). Воспитательные задачи направлены на формирование творческой, разноплановой и гармонично развитой личности: · потребность в ежедневных физических упражнениях; · умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; · самостоятельность творчество, инициативность; · самоорганизация, стремление к взаимопомощи. · стремление к помощи взрослому в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр. Коррекционно-развивающие задачи направлены на: · преодоление недостатков двигательной сферы, физического и психического развития детей с ОВЗ; · улучшение анатомно-физиологического статуса детей предполагает коррекцию неправильных установок опорно-двигательного аппарата (отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника); · нормализацию мышечного тонуса; преодоление слабости отдельных мышц; улучшение подвижности в суставах; · сенсорное обогащение: улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений; формирование вестибулярных ре-акций; · преодоление недостаточности в деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма ребенка. Формы организации: - Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия: соревнования, спортивные турниры, Дни здоровья. - Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках самоподготовки, организация прогулок на свежем воздухе. - Организация деятельности по охране здоровья и профилактике заболеваний. - Беседы, интерактивные игры, конкурсы газет и рисунков о спорте, акции по ЗОЖ. - Подвижные игры корригирующего и общеукрепляющего характера Принципы, лежащие в основе программы: - доступности; - наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); -демократичности и гуманизма; - научности. Данная программа рассчитана на три года обучения детей с умственной отсталостью. Всего 34 часа (1 час в неделю во внеурочное время) в год. Продолжительность занятия – 30 минут. 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУ-ШЕНИЯМИ) В группе обучаются дети с легкой умственной отсталостью. Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. У этой категории обучающихся нарушена первая ступень познания – ощущения и восприятие. Нарушены процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются в нарушении эмоциональной сферы, проявляющиеся в отсутствии оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
3. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУП)
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. В группе формирование базовых учебных действий у школьников, обеспечивает, с одной стороны, успешное обучение и осознанное отношение к обучению, с другой составляет основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Во внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Азбука здоровья» формируются следующие базовые учебные действия: Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту, сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми, договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные учебные действия: входить и выходить из учебного помещения со звонком. Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью, адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку), работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем). Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов, передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения). Познавательные учебные действия дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате реализации программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья» (спортивно - оздоровительное направление) должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью: воспитательных результатов: первый уровень результатов - приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.; второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к результатам своего труда, позитивное отношение к результатам других детей, первое практическое подтверждение приобретённых знаний; третий уровень результатов - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения, эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.). Основные личностные результаты внеурочной деятельности по программе «Азбука здоровья»: - ценностное отношение и любовь к близким, - готовность следовать здоровому образу жизни; - расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых ситуациях; - умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе; - владение основными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - способность элементарно организовывать свою деятельность.
Минимальный и достаточный уровни усвоения программы Результативность внеурочной деятельности предполагает: - выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости); - выражать в движении характер музыки; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием; - понимать роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья; - осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх, с предметами и без; - знать названия подвижных игр, инвентарь, оборудование; терминологию, связанную с проведением игр - иметь представление о своем организме (части тела, основные органы); -понимать значение режима дня и правильного питания для здоровья человека; - подбирать упражнения для различных групп мышц, в том числе для укрепления мышц спины и свода стопы; - активно участвовать в различных видах физкультурных занятий, соревнованиях. 5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
6. СОДЕРЖАНИЕ
1. «Азбука здоровья». Правила здорового образа жизни. Эвристическая беседа: Как вы сами можете помочь себе быть здоровым? Веселая зарядка. Подвижные игры. 2. «На зарядку становись!». Комплекс утренней зарядки. Почему спортсмены реже болеют? 3. Упражнение для рук «Большие крылья». Пальчиковая гимнастика 4. Игра «Мячики». 5. «Мой веселый звонкий мяч». Спортивное развлечение в классе. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Эстафеты с мячом. 6. «Витамины растут на ветке, витамины растут на грядках». Беседа о роли витаминов. Игры с использованием карточек-заданий «Кто быстрее соберет витаминную корзинку…» 7. Игра «Весёлые скачки». Танцевальная импровизация - свободное движение детей под спокойную музыку, по показу педагога. 8. «Быстрые и ловкие». Спортивно-оздоровительная игра на улице. 9. «Зимние и летние виды спорта». Дидактическая игра о видах спорта. Игра-эстафета «Найди и принеси (изображения с зимними или летними видами спорта) 10. «Сохранить здоровье чтобы…». Составление рассказа о здоровье. Анализ ситуаций о вредных привычках. Игра на внимание «Это здоровью не вредит (вредит). 11. «Хороводный и топающий шаг». Прыжки «Упругие мячики» (выполнение движения по указанию педагога, следить за осанкой). «Прыжки» (легко, энергично отталкиваясь от пола, как упругие мячики). «Хороводный и топающий шаг» (р.н.м.) -выполнять упражнения естественно, без напряжения, вырабатывать осанку. Закрепить умение детей двигаться в соответствии с характером музыки. 12. «Кто быстрее?» Игры и эстафеты. 13. Пальчиковая гимнастика «Замок-чудак». 14. «Чтобы нам не болеть». Беседа о профилактике ОРВИ, закаливание. Игра «Верю – не верю» 15. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». Игра «Кто скорее». 16. «Новогодние эстафеты». Учить выполнять движения в соответствии с характером музыки. 17. «Зимние эстафеты. Игры на свежем воздухе. Игры по выбору. Эстафеты «Быстрые санки, юркие ледянки». 18. «Зимние виды спорта». Конкурс рисунков о спорте. Загадки. Викторина. Зимняя эстафета. 19. Развлечение «Мы мороза не боимся». Зимние забавы «Лепим снежный городок» «Взятие снежного городка». 20. «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит». Интерактивная игра о влиянии закаливая на здоровье. Почему надо заниматься спортом? Игры на быстроту реакции, меткость и др. 21. «Гномы» (пальчиковая гимнастика). 22. О вкусной и здоровой пище. Информационное сообщение. Развивающие игры «Вкусно – невкусно», «Вредно – полезно». 23. «Тело человека и личная гигиена». Анализ ситуаций «Что было бы, если б твой скелет убежал от тебя»; 24. «Тело человека и личная гигиена». «Какую роль играет сердце в организме?» «На что похожа его работа? Игра «Правильно – неправильно». 25. «Веселые старты». Соревнование в спортзале. 26. «Береги здоровье». Анализ ситуаций: «Я прививки не боюсь». «Почему нельзя есть грязными руками?», «От чего можно заболеть?». 27. «Самый сильный, ловкий, быстрый». Игра – эстафета на улице. 28. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Беседа о здоровом образе жизни. Игры и загадки о здоровом образе жизни. 29. Игры с мячом на спортивной площадке. Подвижные игры с мячом «Попади в цель», эстафета с мячом. 30. Игры с мячом на спортивной площадке «Мяч сквозь обруч», «Попади в корзину». 31. «Играйте вместе с нами». Подвижные игры на свежем воздухе. 32. «Веселые классики». Игры на свежем воздухе «Классики», скакалки. 33. «Я, ты, он, она – спортивные друзья». 34. Итоговое занятие «Мама, папа, я - спортивная семья» 7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Спортивный инвентарь: маты, гимнастические скамейки, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, теннисные, пионербольные, баскетбольные мячи. Наглядно-демонстрационный материал: папки с иллюстративным материалом по темам, презентации, мультфильмы и др. Наглядные и раздаточные пособия: карточки по темам, детские игрушки. Оборудование: комплект звуковоспро 12 сентября 2020 в 11:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.