Мищенко Светлана Анатольевна

рабочая программа

Пояснительная записка
Программа кружка «Волшебный завиток» ( «квиллинг») составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом, на основе рекомендаций по организации внеурочной деятельности, на основе примерной программы внеурочной деятельности и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Она предназначена для реализации в школе-интернат для обучающихся с ОВЗ. Программа рассчитана на детей с 10 до 16 лет. 

Рабочая программа кружка «Волшебный завиток» ориентирована на достижение результатов первого уровня – получение воспитанниками социальных знаний.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес воспитанников к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает воспитаннику ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием.

Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает воспитанникам путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

«Волшебный завиток» — так называется курс. Он предлагает развитие воспитанника в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, воспитанник готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, воспитатели, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого воспитанника и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

· Ознакомление  детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

· Обучение воспитанников различным приемам работы с бумагой.

· Формирование  умения следовать устным инструкциям.

· Закрепление знаний воспитанников основных геометрических понятий: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащение словарного запаса детей специальными терминами.

· Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивать:

· внимание, память, логическое и пространственное воображение. 

· художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

· у воспитанников способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, формировать коммуникативные способности детей.

· Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов.

 

Принципы, лежащие в основе программы:

· научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

· демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

· доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям школьников);

· наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются”(К.Д. Ушинский);

· “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, воспитанники применяют свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа “Волшебный завиток” рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Группа формируется из воспитанников в возрасте от 10-15 лет. Уровень подготовки воспитанников - начальный.

Год обучения

Количество часов

Кол-во детей в группе

В неделю

В год

1

1

34

до 15

 

Формы и методы занятий

Формы:традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы:

· словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

·  наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, образцы, показ (выполнение) воспитателем, работа по образцу и др.)

·  практический (выполнение работ по инструкционным картам, алгоритмам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

· объяснительно-иллюстративный

·  репродуктивный

·  частично-поисковый

·  исследовательский

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

· фронтальный

·  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

·  групповой

·  индивидуальный

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе воспитанники:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

• Составление фотоальбома лучших работ

• Участие воспитанников в выставках работ:
– в школе,
- в городе.

• Участие  в Республиканских, Всероссийских и Международных конкурсах творческих работ.

 

 

Календарно-тематический план обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

Дата проведения

Вводный блок

 

1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

1


Материал — бумага

 

2. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

1

1


Конструирование

 

3. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

1

1


4.Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.

«Божья коровка», «Яблонька», «Гусеничка»

2

2



5. Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

1

1


6. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

«Гриб мухомор»

«Барашек»

«Рябина»

«Мимоза»

1

4

5




7. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

«Дождик»

 «Осенняя береза»

Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.

2

2



Изготовление цветов в технике квиллинга.

8. Изготовление простых, несложных цветов.

«Ромашка»

«Мимоза»

2

2


9. Изготовление бахромчатых цветов.

2

2


10. Коллективная работа. «Композиция из цветов».

Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.

3

3


Изготовление объёмных композиций

11. Занимательные объёмные композиции

«Виноградная лоза»

«Снежинки»

1

2

3


12. Коллективная работа. Композиция.

«Ваза для конфет»

Воспитанники сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.

3

3


13. Изготовление сувениров и открыток к праздникам.

«Колокольчики»

«К 8 Марта»

«Пасхальная корзина»

«С днем рождения»

«Пасхальная открытка»

«Для тебя…»

6

6



14. Посещение выставок прикладного творчества в Доме Детского Творчества.

2

-

2


Всего

6

28

34

 

Содержание программы

Вводный блок

1. Инструменты и материалы.

Знакомство с воспитанниками “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.

Материал — бумага

2. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.

Конструирование

3. Вырезание полосок для квиллинга.

4. Основные правила работы. Разметка.

5. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

6. Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Применение формы в композициях.

7. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Технология изготовления. Применение формы в композициях.

8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.

Изготовление цветов в технике квиллинга

9. Изготовление простых, несложных цветов.

Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

10. Изготовление бахромчатых цветов.

Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.

11. Коллективная работа. Композиция из цветов.

Воспитатель дает задание для коллективной работы. Воспитанники сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.

Изготовление объёмных композиций

12. Базовые формы.

Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.

13. Занимательные игрушки. Объёмные игрушки

Создание объёмных композиций и игрушек в технике «квиллинг».

14. Коллективная работа. Композиция.

Воспитанники сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.

Праздники и подготовка к ним.

15. Изготовление сувениров к праздникам.

16.Посещение выставок прикладного творчества.

Техническое оснащение занятий

Для занятий в кружке необходимо иметь:

- цветную бумагу,

- шаблон-линейка;

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты:  инструмент для закручивания бумаги, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, пинцет.

Использованная литература

1. А.Быстрицкая. «Бумажная филигрань».

2. Джейн Дженкинс.  «Поделки и сувениры из бумажных ленточек».

3. Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент».

4. Д.Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги».

 Рекомендуемая литература

1. Мелинда Джонсон. «Декоративный квиллинг»

2. Диана Крейн  «Квиллинг - открытки».

3. С. А. Букина. «Квиллинг: мастер завитков».

4. Джейн Дженкинс «Квиллинг:  техника и вдохновение».

5. www.qillingshop.ru/master-class-01.htm

18 января 2021 в 17:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.